Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38

Зорикто Цыбендоржиев

Артист театра

Родился 12 декабря 1988 года в селе Цокто-Хангил Агинского Бурятского  округа.

2011 год - выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, специальность – актер драматического театра и кино.

2011-2012 г.г. - служба в рядах Российской армии

2012 год – артист Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева.

2011 год – выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

2011 -2012 гг. служба в рядах Российской армии.

С 2012 года – актер ГБАТД им. Х. Намсараева.

На счету актера 35 новых постановок, и в 11 из них он сыграл главные роли.

 В институте в дипломных спектаклях Зоригто играет абсолютно разные роли: Тэмуджин в спектакле «Белое облако Чингисхана» по повести Ч. Айтматова и Чубуков в «Шутках Чехова» - «Предложение».Уже в студенческие годы педагоги видели в будущем актере способность существовать в разных жанрах – и в драме,  и в комедии. И они были правы!

Сегодня актер Зоригто Цыбендоржиев занят практически во всех постановках театра. Обладая мягким тембром голоса, безупречной физической формой, музыкальностью, имея внешность лирического героя, артист готов к работе с любым режиссером. И режиссеры театра в ответ на эту готовность предлагают З. Цыбендоржиеву новые роли в премьерных спектаклях.

2014 год – главная роль Маугли в музыкальном спектакле «Маугли» по произведению Р. Киплинга (режиссер С. Жамбалова). Спектакль идет и по сей день на сцене. А роль Маугли по-прежнему играет Зоригто Цыбендоржиев Справедливость и отвага, вера в дружбу и преданность друзьям – вот те качества, которые уже много лет пленяют сердца юных зрителей.

2015 год. Театр приступает к постановке пьесы В.Шекспира «Ромео и Джульетта». Режиссёр Сойжин Жамбалова доверяет главную роль – роль Ромео – Зоригто Цыбендоржиеву.Его Ромео – темпераментный, легко воспламеняющийся молодой человек, который под натиском губительных страстей между двумя кланами, сгорает в огне несчастной любви.Веселый, беззаботный, ветреный, с легкостью  увлекающийся представительницами прекрасного пола «неоперившийся» юнец-Ромео в начале спектакля меняется после сцены бала, где впервые увидел Джульетту. У актера взгляд становится другим – более открытым и внимательным – как будто все вокруг видится впервые. Меняется пластика – движения то замедляются, то превращаются в «порывистый ветер». Театральный критик Анна Степанова пишет: «Зоригто Цыбендоржиев в роли Ромео погрустнел, засиял глазами и стал средоточием доброй энергии спектакля». Это первая большая роль, где актер раскрывается в широкой амплитуде – от лирики до трагедии.

Далее, как полагается актеру с  амплуа героя, следуют роли разных принцев в спектаклях

для детей. Но З. Цыбендоржиеву тесно в этих рамках, ему просто необходимы характерные роли, которые требует его натура.

И вот мы видим Сельчанина-простачка в спектакле «Полет. Бильчирская история» (режиссер С. Жамбалова), который не понимает зачем нужно куда-то переезжать, искренне всем своим существом протестует, но вынужден сдаться, боясь быть раздавленным жерновами времени.

2017 год – главная роль в спектакле «Аба эжын ургынууд» по повести А. Баймухаметова «Не оставляй, мама» (режиссер И. Казакбаев). Прототипом героя стал сам автор повести. Айгиз Баймухаметов при встречах рассказывал, а Зоригто слушал реальные истории детдомовского мальчишки, с трудом верил, представляя все невзгоды ребенка, как будто, осторожно «примеряя» эту боль и несправедливость . В результате кропотливой работы на сцене родился персонаж Саян, потерявший в одночасье всё – любимых родителей, семью, дом.Актер скрупулёзно выстраивает линию своего героя, вовлекая зрителя в суть внутренних переживаний мальчика, в его беды и печали, растерянность и суровые условия выживания.

В творческом багаже артиста немалый список ролей второго плана и эпизодических.

Лама из спектакля «Үнгэрhэн сагай hэбшээн» /«Ветер минувших времен»/. Режиссер Саян Жамбалов предоставил актеру небольшой эпизод, где молодой репрессированный лама прощаясь с сестрой на вокзале перед отправкой в лагерь, рассказывает о том, как его вынуждали написать донос на учителя. И он не сдался. Он остался верен своему учителю.

Аламжи Мэргэн в спектакле «Алдар. 9 секунд». Параллель между современным героем и богатырем из эпоса, заданная режиссёром и автором пьесы Саяном Жамбаловым оправдана.Искренняя любовь брата и сестры, забота друг о друге, тонкая взаимосвязь, воспетая в бурятском эпосе ясно переплетается с историей о современных двойняшках Алдара и Арюны.Зоригто Цыбендоржиев мастерски владеет телом, точны и легки его жесты. В какой-то момент, кажется,что перед нами действительно мифический образ героя- богатыря.

2020 год – спектакль «Амиды бусаhанайш түлөө» по повести Ц-Д. Хамаева. Своенравный, резкий, словно нервный комок, Гонгор, чудом вернувшийся живым с войны, до последнего не может простить своего отца за предательство семьи. Обида и любовь к родному человеку, жажда обрести собственную любовь, начать новую мирную жизнь – вот эта линия, которую четко вырисовывает актер.

2021 год – роль Андрея в спектакле «Корея 03» по пьесе У.Улзытын (режиссер С. Жамбалова). Образ человека сегодняшнего времени, вынужденно уехавшего на заработки в .Южную Корею, узнаваем и документален. Ведь все персонажи в постановке реальные, а история каждого не вымышлена.Сквозь яркую и динамичную структуру спектакля вырисовывается каждая судьба.Зоригто Цыбендоржиев со свойственной только ему лиричностью , романтизмом и мягкостью создает образ Андрея – простого сельского юноши, трагически погибающего  от невозможности счастья, от предательства любимой девушки, от безысходности и жестокости гастрабайтерской жизни.

Судьба одарила Зоригто Цыбендоржиева всем, чтобы он стал успешным артистом: мужским обаянием, красотой, природным артистизмом, неутомимой трудоспособностью. Режиссеры отмечают его цельную и пронзительную актерскую игру, творческий рост, целеустремленность и готовность к работе говорят о дальнейших поисках и новых ролях актера.

Роли:

2019 год  С. Жамбалов «Тугшан» – работник сцены

2019 год по мотивам бурятского эпоса «Үншэн сагаан ботогон» - Дунда хара буура

2018 год театральное представление «История одного блогера» – гладиатор

2018 год  Ф. Буляков «GO! Баламишкин» / «Алтанаstar» - Рэгзэн

2018 год  М. Булгаков «Дон Кихот» – Росинант

2018 год по произведениям Сетона-Томпсона, Джека Лондона, Антона

Чехова, Гавриила Троепольского / «Собачьи истории» – Кот Федор Тимофеевич, Балто

2017 год  С. Жамбалов «Алдар. 9 секунд» – Аламжи Мэргэн

2017 год  А. Баймухаметов «Не оставляй, мама» / «Аба эжын ургынууд» - Саян

2016 год театральное представление по Д. Батожабаю «Жизнь, ставшая легендой»

2016 год Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» – слуга

2016 год по мотивам повести В. Распутина «Прощание с Матерой» / «Полёт. Бильчирская история» – сельчанин 

2016 год   Ф. Достоевский «Наадан» – уборщик

2016 год Ч. Айтматов «Первый учитель», «Вечная невеста»/ «Булжамууртын орон» - Бүхэ Аха

2015 год Ю. Ким «Кто принцессу поцелует»  – Дондок

2015 год С. Жамбалов «Шэнхинүүр шулуунууд» - ноен 11 хоринских родов

2015 год В. Шекспир «Ромео и Джульетта» - Ромео

2014 год  «Пролетая над гнездом кукушки» - больной

2014 год Р. Киплинг «Маугли» - Маугли

2014 год В. Басаа «Үнгэрһэн сагай һэбшээн» -лама

2014 год В. Шекспир «Гамлет» - актер 

2014 год Ч. Айтматов «Манкурт» - воин

2014 год Э. Хэмингуэй «Старик и море» - акула

2014 год Д. Бэрри «Августовские киты» - помощники-Нинцзя

2013 год Ю.Алесин «Золушка» - лошадь и мышка

2013 год Г. Нанзатов «Тихий Булат» -

2013 год И. Друце «Птицы нашей молодости» - Жамсаран, солдат.

2012 год Б. Ширибазаров «Сострадание» - красноармеец-солдат

2012 год К. Гоцци «Турандот» - воин

2011 год Г. Башкуев «Волшебная страна предков» - Волк, собака

2011 год А. Чехов «предложение» - Чубуков

2011 год Ч.Айтматов «Белое облако Чингисхана» - Тэмуджин

 

Роли в кино:

2018 год - «321-я дивизия», Одон Самбуев

 

Награды:

2014 год – Почетная грамота Министерства культуры РБ

2017 год - Почетная грамота Правительства РБ  


Фестивали и проекты:

2019 год - участник Театральной Олимпиады, спектакль «Полет. Бильчирская история»,  г. Санкт-Петербург.

2019 год - участник творческой лаборатории «Современная бурятская  драматургия. Шэнэ буряад зүжэг», г. Улан-Удэ.

2018 год - участник творческой лаборатории «Абьяас», г. Улан-Удэ.

2018 год - участник V Межрегионального театрального фестиваля-конкурса  «Ново-Сибирский транзит», г. Новосибирск, спектакль «Полет. Бильчирская история».

2018 год - участник творческой лаборатории «Эдир драматург», Улан- Удэ.

2017год- участник V Всероссийского молодежного форум-фестиваля «AРTМИГРАЦИЯ», г. Москва, спектакль «Полет. Бильчирская  история».

2016 год -участник творческой лаборатории под руководством Анны Банасюкевич, г. Улан-Удэ.

2015 год - участник Международного театрального фестиваля «Гэгээн Муза», г. Улан-Батор, спектакль «Үнгэрһэн сагай һэбшээн».

2014 год - участник творческой лаборатории в рамках театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ.

2014 год - участник II Международного театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ, спектакль «Манкурт».

2011 год - участник I Международного театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ, спектакль «Стреноженный век».

 

Зорикто Цыбендоржиев: «Звания, слава - все это не важнее семьи»

Сегодня он актер не только театра, но и кино.

Одну из главных ролей в фильме «321-я Сибирская дивизия» режиссер Солбон Лыгденов отдал именно ему, и зрителям еще предстоит это увидеть. Но когда он играет Ромео – свою самую большую театральную роль, кажется, что за спиной у него крылья. После спектакля он взлетает по лестницам в гримерку раскрасневшимся, смущенным юношей после свидания. А может, он такой и есть?

«Ромео и Джульетта»

Три года идет на сцене Буряад театра спектакль «Ромео и Джульетта». Его в ноябре 2016 года показывали на сцене Вахтанговского театра в ходе Дней культуры Республики Бурятия, и там, в Москве, спектакль получил высокую оценку зрителей и профессионалов. По признанию режиссера Сойжин Жамбаловой, подобрать актера на роль Ромео было непросто. Остановив свой выбор на Зорикто Цыбендоржиеве, режиссер отмечает, что «настоящим» Ромео актер стал далеко не сразу. И именно с этой роли началась его настоящая актерская история. Сам же Зорикто на вопрос, не надоедает ли ему играть вечно влюбленного Ромео, отвечает:

- Никогда. Каждый раз я хочу показать, как могут любить люди, хотя я никогда не встречал такой любви и сам не чувствовал. Моя любовь другая. И мир этой трагедии с каждым разом кажется мне все более удивительным.

 

Начало

Будущий артист родился в Агинском округе в маленьком селе Цокто-Хангил. Родители Зорикто разводили скот, живя на заимке, но для сына хотели другой доли, потому юный Зорикто был отдан в школу искусств, где честно отыграл на фортепиано пять прилежных лет. И уж никакая самодеятельность не обходилась без него.

Однажды по телевизору он увидел своего земляка – танцовщика Дабу Дашинорбоева из театра «Байкал».

- Меня глубоко впечатлило, что человека из моей деревни показывают по телевизору! Я тоже захотел оказаться на сцене, – вспоминает Зорикто с улыбкой.

Случай представился, когда он учился в 11 классе. Кто-то сказал, что в Бурятском театре драмы будет набор на актерский курс Арвида Зеланда для целевого обучения в Санкт- Петербурге.

- Я так хотел оправдать ожидания родителей и педагогов, которые помогли мне, узнав, что я собираюсь поступать в Санкт-Петербургскую Государственную академию театрального искусства. Мама очень радовалась этой возможности, потому я должен был поступить, во что бы то ни стало.

Отборочной комиссии он представил грузинский танец и, конечно, его приняли.

Ада Ошорова, актриса, однокурсница: Я помню, как на отборе Зорик танцевал лезгинку. Это было так красиво, с такой страстью! Позже, когда мы ехали на поезде в Санкт-Петербург, Зорик все дни проводил в тамбуре – учился играть на гитаре… И, представляете, научился за время дороги!

«Звездою» с севера явись!

Оказавшись в северной столице, будущий актер Буряад театра принялся… за изучение русского языка.

- Это было самым трудным для меня. У нас в деревне все говорили только на бурятском языке, и была только одна небурятская семья. Кажется, даже они были не русские, – вспоминает Зорикто.

Среди поступивших на курс оказались ребята из Джиды, Закаменска, Тунки, Шэнэхэна, Курумкана, Кяхты и других мест Бурятии.

- Когда выяснилось, что мы, буряты, друг друга не понимаем, это был стресс. Я элементарно не мог поговорить с одногруппниками. И мы начали общаться на русском. Вскоре педагог по речи удивилась тому, как быстро я начал осваивать русский. Но в этом большом городе иначе было нельзя. Параллельно мы начали понимать бурятские диалекты. Поначалу, бывали ситуации, когда наш мастер Арвид Михайлович Зеланд объяснял нам без слов, жестами, – смеется актер.

В Питере новоиспеченного студента ждала бесснежная осень и зима.

- Весь снег выпал ровно 31 декабря, где-то за час до полуночи! Мне было удивительно, что в России возможна зима с дождями.

Он ходил по старинным улицам северной столицы и не мог надивиться всем этим великолепием домов, проспектов, парков, навсегда влюбившись в этот город.

 

Про любовь

Первая любовь случилась с ним в 7 классе и бесследно прошла через два месяца. Настоящее чувство поджидало молодого актера в Санкт-Петербурге. Покорительница его сердца не была актрисой и не училась в театральном институте. Девушка была родом из эвенкийского села Алла Курумканского района Бурятии. Чтобы познакомиться, им понадобилось уехать за тысячи километров от родины. Третьекурсник Цыбендоржиев, желая произвести впечатление, пригласил девушку на студенческий спектакль «Белое облако Чингисхана», в котором играл.

- Я знал, что она красивая и хотел с ней общаться. На спектакль она пришла вместе с тетей и ушла вместе с нею же сразу после спектакля, – улыбается Зорикто.

Тогда в следующий раз он снова пригласил ее. На этот раз девушка пришла одна, дождалась его, вручив тортик, и Зорикто отправился ее провожать.

- Мы начали общаться, и вскоре я понял, что хочу быть с этим человеком всю жизнь.

На момент решения начинающему актеру было 20 лет.

Однажды, проводив милую до дома, Зорикто остался ждать утра на остановке. «Ты уже дома?» – раздался через полтора часа голос любимой в трубке…Так он был приглашен в дом, где его будущая невеста жила вместе с тетей.

- По дороге я купил в ночном киоске алую розу. Всегда, когда я готовлюсь играть Ромео, я вспоминаю те ощущения. Супруга для меня – моя самая светлая…

Про выбор

Актеры часто говорят, что не могут себя помыслить никем иным. «Только актером (актрисой)! Только в театре!» – говорят они. Зорикто Цыбендоржиев так не говорит.

- Если я принял решение, то назад не оглядываюсь, не жалею, – говорит он, но признается, что нашел бы себя не только на театральном поприще.

- Актерская жизнь очень сложная. В театре больше времени проводишь, чем с семьей. Но есть семья, и есть работа. И если мне сказали бы выбрать, я бы выбрал семью. Потому что нет ничего важнее. Звания, слава – все это не важнее семьи. Тем более, когда дети разлетаются из родительского дома, родители остаются одни. Дети и родители должны насладиться теплом и любовью друг друга. И я хочу успеть им это дать, пока они маленькие.

Сегодня у него двое детей – мальчик и девочка.

- Я хочу, чтобы дочка полностью походила на мою жену, потому что в ней есть все, что я считаю красивым. И слов таких еще не придумали, чтобы это выразить. В ней есть все – и ум, и красота, и начитанность, и достоинство, и мудрость… Все в ней есть, за что я ее очень сильно люблю, – говорит он с таким теплом, что ясно – это не просто слова.

Ссоры, если случались, по словам Зорикто, только укрепляли их союз. В жизни, по мнению актера, все надо делать по сердцу, а не потому, что так легче выжить.

- Я не боюсь идти по своему пути и у меня есть цель, которая, прежде всего, связана с моей семьей. Как буддист, я хочу приносить пользу и достичь в этой жизни того, что смогу оставить моим детям после себя.+

Он говорит, что нужно всегда держать себя в форме, чтобы каждый день находить что-то новое.

- Сделать роль, чтобы она была интересна и жива – очень сложно. Проработав почти 7 лет в театре, я все еще начинающий актер. Актер учится всю жизнь, вплоть до последнего рабочего дня.

19.12.2017 Автор: Диляра Батудаева

 

Пресса:​

2013 год – газета «Агинская правда», статья «Не перестаю благодарить судьбу...», http://www.aginsk-pravda.ru/news/zorigto_cybendorzhiev_ne_perestaju_blagodarit_sudbu/2013-04-22-1095

Зорикто Цыбендоржиев