К 75-летию со дня рождения Кондратьева Владимира Ильича Буряад театр покажет онлайн-спектакль

Спектакль «Женщина, не знавшая слёз» по пьесе Эдуардо де Филиппо доступен с 11 часов ровно на сутки на youtube-канале Буряад театра
1033

1 декабря Бурятский театр драмы имени Хоца Намсараева приглашает зрителей на онлайн-просмотр спектакля «Женщина, не знавшая слёз» по пьесе Эдуардо де Филиппо.

В 11 часов будет открыт доступ к спектаклю на YоuTube канале нашего театра. Спектакль будет доступен в течение 24 часов.

Постановочная группа:
Режиссер - Владимир Кондратьев
Художник - Бальжинима Доржиев
Музыкальное оформление - Баирма Ламаева
Хореография - Евгения Герасимова
Аранжировка - Сергей Страхов
Перевод пьесы на бурятский язык – Владимир Кондратьев

Роли исполняют:
Филумена – Лариса Егорова, народная артистка России Доменико – Владимир Кондратьев, заслуженный деятель искусств России
Альфредо – Георгий Бутуханов, народный артист России
Розалия – Дарима Батомункуева, заслуженная артистка России
Рикардо – Цынге Ломбоев, народный артист Бурятии
Умберто – Баярто Ендонов, народный артист Бурятии
Микеле – Солбон Субботин, заслуженный артист Бурятии
Ночелла – Зорикто Ринчинов, народный артист Бурятии
Герезина – Туяна Бальжанова, народная артистка Бурятии
Диана – Надежда Мунконова, заслуженная артистка Бурятии
Лючия – Дарима Цыденова, заслуженная артистка Бурятии
Первый официант – Амгалан Санжижапов
Второй официант – Баяр Дондоков.

В Буряад театре 2020 год богат юбилярами – почти все выпускники Второй Ленинградской актерской студии 1945 года рождения или как еще их называем «Победные дети» отмечают 75 лет со дня рождения. Это народные артисты России М.Г.Елбонов. Л.Л.Дугарова, заслуженный артист России Ч.Ц.Гуруев, народная артистка Бурятии Д.В.Батомункуева. Самыми «молодыми» в этой студии были М.Х.Жапхандаев и Д.Б.Сангажапова – они родились в 1946 году.

«Оставил для потомков свой живой образ»

1 декабря 2020 года исполнилось бы 75 лет Кондратьеву Владимиру Ильичу – актеру театра и кино, режиссеру, заслуженному деятелю искусств России, лауреату Государственной премии Республики Бурятия.

С 1968 года в числе выпускников второй бурятской актерской студии ЛГИТМИКа начал играть свои первые роли на профессиональной сцене.

В 2005 году к творческому вечеру, посвященному 60-летию со дня рождения, нами была подготовлена и издана ограниченным тиражом небольшая книжка-буклет «Режиссер Владимир Кондратьев о театре и о  себе. Школа слез и смеха». Тогда при подготовке буклета остались неиспользованными множество фотографий и документов. Помню, как он, шутя сказал: «Ничего, они все войдут в толстую книгу к моему 70-летию». Но, увы, недаром в народе говорят, что человек полагает, а бог располагает. Утешение, конечно, небольшое, но мы издали книгу под названием «Школа слез и смеха»  раньше, к 68-летию со дня рождения, но уже без него.

 При подборе материалов учитывалось, чтобы в них нашли отражение все периоды жизни и деятельности, иллюстрирующие на свет какую-нибудь из граней его личности – яркой, неповторимой. И таких граней оказалось намного больше, чем планировалось отразить первоначально. Также выяснилось, что, несмотря на его почти 45-летнюю творческую деятельность, о нем написано не так уж много. Больше писал он о других.

В статью, предложенную нашим читателям, включены некоторые материалы из книги, часть даны в авторской редакции.

«Родился я в благодатном крае − в Курумчинской долине, в Хатар-Хадае, в семье Ильи и Екатерины Кондратьевых четвертым, самым младшим (отхончиком). Это было, «как я помню», зимой 1945-го. Я был поздним ребенком, но и желанным − это о многом говорит. Отец даже всем пообещал: если родится сын, то закатит «пир горой», забьет «качерика» (двухгодовалого бычка), что, впрочем, он и сделал. И имя дали тёплое − Батюр. Это уж я потом по глупости, для звучности, стал Володей, а чаще звали Маасаан. У всех ведь раньше были вторые имена (ара нэрэ).

Мама наша − Каати (Катерина), человек строгих правил, с моим рождением даже как бы присмирела, подобрела. Отец по-своему был именитый человек в долине − первый тракторист во времена первых колхозов, водил колесный. Но, главное, был удивительно добрым и работящим. Терпеть не мог ленивых, нерадивых. Его мечтой было дать всем четверым  детям высшее образование. И эта мечта сбылась. Нас учили трем вещам: трудиться, чужого не брать и учиться. Потому всем лучшим, что в нас есть, мы обязаны родителям.

У меня были хорошие учителя и в буквальном смысле слова. Это и первая учительница − Екатерина Ходоевна Еханурова (Хатар-Хадайская начальная школа), строгая, добрая и красивая. Это и Ксения Матвеевна Еханурова и Людмила Борисовна Бюраева-Хингеева - учителя словесности. В чем-то я им обязан тем, что связал свою жизнь с театром, искусством. И, конечно же, Иван Шангидаевич Хажеев, многие годы руководивший Олойской средней школой. Человек, прошедший большую школу жизни, воспитавший сотни учеников, мудрый и требовательный педагог. С учителями мне и дальше везло − в Ленинграде и в Москве, где я постигал азы профессий актера, а позже режиссера.

 

Но я хочу «вернуться в Хатар», в то время, которое ностальгически живет в душе. В памяти всплывает, как мы в моем далеком детстве кочевали на летний период на другую сторону речки в восьмистенные юрты. А в юрте − простор, совершенно другая атмосфера, другой воздух. Он как бы чище, разряженнее. И всегда прохладно. Утром − щебет ласточек, вечером − возвращение стада коров... Вспоминаешь мудрых, неторопливых стариков, лукавых и юморных,  один дядя Абагыл Хатареев чего стоил. Вспоминаешь горы (они в детстве казались исполинскими) Бухата, Хайрагта, Улаан боори, пади Арбагайта − священные места, где совершались тайлаганы, тайгу, лес, черемуховую рощу, ягоды, речку Мурин, мельницу. А сколько рыбы тогда водилось! А игры, костры, ехор, сенокос, шаманские обряды... Была какая-то мудрость в той неторопливой, не очень «цивилизованной» жизни. Любовь к земле, уважение к старшим, почитание духов, обычаев, традиций − все это создавало, мне кажется, особую связь поколений, уводило людей от суеты и зависти. Труд и веселье, восход и закат солнца, продолжение рода − все это для меня и сегодня является как бы духовным капиталом, неким внутренним ориентиром, помогает в жизни и в творчестве. И какая-то огромная мощь чудится на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови».

После окончания театрального института (1964-1969 годы)  шесть лет работал актером, сыграл роли в 30 спектаклях. Высокое профессиональное мастерство режиссера, полученные в годы учебы в ГИТИСе (1975-1980), были реализованы в последующие годы во всем его творчестве. Вернувшись в родной театр, поставил как режиссер более 50 спектаклей, многие вошли в «золотой фонд» театра. « Тот, кто работал с ним, знает его темперамент, хватку, широкий диапазон, полет фантазии, беззаветную отдачу репетициям, уникальную память и многие другие качества, которыми он никогда не кичился. Он предан театру сердцем и душой!». (Г.Б.Бутуханов, народный артист России, уроженец Баяндаевского района).

«Владимир Ильич – режиссер и актер от бога. У него прекрасное классическое образование. Природа наделила его тонким музыкальным слухом. А как он чувствует природу стиха!... Его поэтические композиции на радио удивляют и восхищают меня: Пушкин, Пастернак, Заболоцкий, Твардовский, бурятские поэты…». (В.М.Бройко, заслуженный деятель искусств России, дважды лауреат Государственной премии РБ).

Владимира Ильича Кондратьева по праву можно назвать режиссером, «открывшим» ныне известного драматурга Бурятии Геннадия Башкуева. Такая поддержка главного режиссера стала судьбоносной. Всего с легкой кондратьевской руки на сцене Бурятского театра драмы, ставшей родной, поставлены дюжина башкуевских пьес. «Кондратьев любит и умеет ставить комедии, что крайне редко встречается в режиссерской братии. Именно на комедии, по моему мнению, проверяется режиссер, его профессионализм» - писал  о Владимире Кондратьеве драматург Г.Башкуев.

«Барас Халзанов, у которого я снялся в трех фильмах, совершил подвиг, создав кинообъединение "Зов" при Свердловской киностудии, не говоря обо всех его фильмах и сценариях. Он стремился в своих фильмах запечатлеть, заснять (пусть в небольших ролях) известных, знаменитых деятелей литературы и искусства, этим самым оставляя для потомков их живой образ. Когда от нас ушел Барас Халзанов (неожиданно, а смерть всегда неожиданна), мы все поняли, что он нес в себе "вселенную", как поэт, режиссер, сценарист, как истинный художник и просто как большой человек» (В. Кондратьев о Б.Халзанове).

 

В.И.Кондратьев проводил большую работу по линии творческих связей между Бурятским и Монгольским академическими театрами. В 1985 году директор монгольского театра А. Тая пригласил его на постановку «Ревизора». В последующие годы на разных сценах Монголии им были поставлены 12 спектаклей. За постановку этих спектаклей В.И. Кондратьев удостоен звания «Лучший режиссер потомков Чингисхана» с вручением Диплома-грамоты (2003). Всего этой грамоты были удостоены семь человек, среди них президент Монголии Багабанди, полномочный и чрезвычайный посол Японии в Монголии, профессор Марахито Ханада. Спектакль «Выходили бабки замуж» Ф.Булякова. поставленный на сцене театра «Современник» был удостоен высшей театральной награды «Гоо Марал» («Красавец-олень»). Монгольские артисты любили работать с режиссером В.Кондратьевым. Он же в свою очередь гордился тем, что работал с такими выдающимися мастерами как народные артисты Монголии Гомбосурэн, Гантумэр, Сувда и многое получил от них. Владимир Ильич удостоен звания «Заслуженный работник культуры Монголии» (1995), в 2007 году награжден монгольским орденом «Полярная Звезда».

Как мастер сцены В.И.Кондратьев оставил после себя достойных учеников. Первая актерская студия для бурятского театра создалась на базе училища культуры и искусства в 1991 году. Возглавили ее тогда М.Х.Жапхандаев и В.И.Кондратьев. После этого была вторая актерская студия под руководством М.Елбонова, здесь актерскому мастерству учили В.И. Кондратьев, О.Д. Бабуев, Д.Б.Сангажапова. Преподавал Владимир Ильич и во ВСГАКиИ на режиссерском отделении, здесь ему было присвоено ученое звание доцента.

В течение многих лет оказывал В.И.Кондратьев неоценимую практическую помощь народным театрам республики,  неоднократно приезжал в районы как председатель жюри во время проведения фестивалей «Театральная весна».

«Ильич постоянно нас удивлял то знанием восточного бурятского или монгольского языков, то переводческой деятельностью, поражал работоспособностью (это в отца как он говорил), любил жизнь. При постановке спектакля  «С.С.С.Р.» мы работали в полную силу и отдачей, затем была наша  «скромная» победа в виде  Государственной премии РБ. Теперь я понимаю, что нас сближало: общая работа, близость творческих интересов, как люди творческой профессии у нас с ним был одинаковый взгляд на многие вещи.  Тесное общение взаимно обогащало как его, так и меня. Никогда не говорил о людях плохо, не давал категоричных оценок людям, не любил обсуждать поступки. Ко всем относился ровно, тактично, видел в людях только хорошее. С ним легко было разговаривать на любую тему, на многие вещи смотрел  с юмором, великодушно. У него всегда был в запасе свежий анекдот, который он использовал к месту.  В любой поездке был душой кампании, его искренность притягивала многих, вокруг него группировались люди и это общество всегда сопровождал хохот». Это уже воспоминания его близкого друга и коллеги главного художника театра Б.- Н. Доржиева.

Талант дается человеку от природы. Талант быть врачом, учителем, артистом, но самый трудный талант – быть человеком. Он служил театру верой и правдой, всем существом своего человеческого бытия и актерского таланта. Талант Владимира Ильича был многогранен, творческая палитра была богата красками. Для театра и в целом для искусства Бурятии его уход из жизни -  великая утрата, которую нельзя ничем заменить и восполнить. Он был честью и совестью коллектива.

И как написал в своих воспоминаниях А. Г. Гаврилов, муж сестры Валентины Ильиничны: «Малая Родина дала ему живительную силу, сформировала чистый кристалл его ума и сердца и сказала ему: « Будь тем, кем должен быть. Будь тем, кто с полным правом может сказать своим детям: «Я готовил будущее, предвидел его и знал, как к нему идти». Выполнению этой миссии и посвятил всю свою творческую деятельность Владимир Ильич Кондратьев, его душа и сердце  всегда будут жить в его коллегах, учениках, в памяти его поклонников, в детях, внуках, в  близких и родственниках».

 Валентина Бабуева,  заведующая музеем театра бурятской драмы, Заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии

Читайте также