Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Должин Тангатова: «Театр – это либо навсегда, либо ищи другую работу!»
31
октября
Должин Тангатова: «Театр – это либо навсегда, либо ищи другую работу!»

21 и 22 октября на сцене Бурятского театра драмы состоится премьера спектакля «Эжыетнай эрьенгэ…» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Премьера будет приурочена к юбилею Заслуженной артистки России Должин Тангатовой.

- Должин Жаргаловна, есть мнение, что бенефис это не просто праздник. Это своего рода привилегия для актера, на которого ходят. Посему для начала позвольте задать вам неудобный вопрос: как вы думаете, за что вас любит зритель?

Я не думаю, что это привилегия. И уж тем более это не отчет о проделанной работе. Быть артистом очень сложно. Своим бенефисом я хочу прежде всего доказать самой себе, что я есть, и я – актриса! Тогда и на вопросы типа «Люблю ли я театр?», «любит ли меня зритель?», «люблю ли я своего зрителя?» будет один ответ «однозначно люблю, и это, надеюсь, взаимно!».

 

- Всегда ли вам нравятся ваши роли в спектаклях? И как играть, если роль, например, не нравится?

- У нас в профессии нет таких вопросов «нравится?» или «не нравится?». И понимать мы это учимся еще со студенческой скамьи. Театр – это либо навсегда, либо ищи другую работу!

Допустим, мне дали роль. Роль – это образ. А за любым образом целая судьба, со своими обстоятельствами и перипетиями. За образом также душа героя. И самое главное – у каждого образа есть своя правда! Не бывает плохих людей, и хороших людей не бывает! Бывают обстоятельства, что влияют на характер героя.

Допустим, я играю плохого человека. Но вы знаете хоть одного человека, который считает себя плохим? Зритель должен понять, почему мой образ – такой? И еще один момент: даже в роли откровенного злодея нужно уметь увидеть положительные черты. Без такого умения роль не будет целостной, и зритель мне не поверит.      

 

Ходите ли вы на спектакли в другие театры? Какие из постановок произвели на вас наибольшее впечатление? "Переключаетесь" ли вы или смотрите спектакли глазами актера?

Мне всегда интересно видеть, как работают коллеги из других театров. Объясняю, почему. Суть актерской работы можно выразить одним вопросом «я ничего не знаю!» И чем старше ты в этой профессии, тем страшнее выходить на сцену. И как это ни странно, ощущение этого страха говорит о том, что ты на верном пути.

Когда смотришь другие постановки, невольно начинаешь задаваться вопросом «а могу ли я так?», либо же «а как я смогла бы раскрыть эту роль?»

Поэтому смотреть другие постановки непросто, поскольку любой  спектакль для меня – это пища для ума.

С другой стороны – наблюдать за своими коллегами всегда очень интересно в том плане, что любой премьерный  спектакль – это результат творческого поиска. Если я «переключилась» на премьере, по крайней мере, самой себе могу признаться честно, что эта премьера удалась.

Как актрису меня восхищают многие театры, например, тот же театр имени Вахтангова, или Ленком. Но всем сердцем я люблю Бурятский театр драмы. Люблю за легкость, искренность и неповторимую органику наших актеров.  

 

- Уже очень скоро ваш бенефис, спектакль «Эжыетнай эрьенгэ…» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Многим ваш выбор показался неожиданным…   

- Это семейная история, которую можно раскрыть в любом жанре, будь то комедия, драма, фарс, даже трагедия. Лично я в основе этой пьесы вижу один ключевой вопрос «что такое семья»? А для меня, как актрисы только семья может быть выше моей профессии!

Конечно же, я тоже сомневалась, тот ли это материал? Сомнения окончательно рассеялись после того, как я дала почитать эту пьесу моей маме. Ее эта история тронула до слез.

 

- Влияет ли как-то на вашу игру присутствие в зале знакомых, родных людей? Если да, то как?

- В молодости да, было волнительно, когда родственники сидели в зале. Один раз пришлось играть у себя на родине, в Цокто-Хангиле, роль матери в спектакле «Эхэ», в зале сидели мои родители, родственники, знакомые. Вот тогда было действительно страшно. Но именно тогда я сумела поймать нужную волну и с тех пор ее не отпускаю.     

 

- Какие из актерских страхов знакомы вам не понаслышке?

- В каждом  возрасте у актера свои страхи. Это неизбежно. В юности меня пугала и напрягала каждая новая роль, очень непросто было на нее настроиться, все время об этом думаешь - дома, в трамвае, пока идешь пешком на работу. С годами же невольно начинаешь задумываться о том, а все ли ты успеваешь сделать? Дети ведь тоже растут, внимания требуют, родители моложе не становятся.

А вообще есть даже анекдот об актерских страхах, когда актер перед самым выходом на сцену вдруг осознает, что не помнит ни слова из своей роли.  И вот уже наступает время его выхода и… актер просыпается. Оказывается, это был сон.

     

- За что вы благодарны своей профессии?

- За все! Я ведь больше ничего не умею делать. Сейчас, параллельно с актерской работой я преподаю родной язык в детской студии при Бурятском театре драмы. И эта работа доставляет мне огромное удовольствие! Дети ведь поначалу очень скованны, потому сначала мы стараемся привить им навыки актерского мастерства, чтобы дети начали раскрываться. Стоит ребенку раскрыться, и любой материал он начинает усваивать налету.

Профессия актера подразумевает бесценные навыки, которые в итоге делают нас мудрее. Я всегда старалась двигаться вперед, постигать что-то новое в своей профессии, и теперь, вполне логично, мне хочется этот опыт передавать.  

Автор: Болот Ширибазаров